Японское море

Физико-географическое положение

Японское море - окраинное море Тихого океана, расположено между материком Евразии, полуостровом Корея и островами Сахалин, Хоккайдо и Хонсю. Страны, омываемые этим морем - Россия, Япония, КНДР и Южная Корея. Японское море относится к наиболее крупным и глубоким морям мира. Его площадь равна 1062 км2, объем — 1631 тыс.км3, средняя глубина — 1536м, наибольшая глубина — 3699м. Это окраинное океаническое море. Крупных островов в Японском море нет. Из мелких наиболее значительны острова Монерон, Рисири, Окусири, Одзима, Садо, Окиносима, Уллындо, Аскольд, Русский, Путятина. В Корейском проливе расположен остров Цусима. Почти все острова находятся вблизи берегов. Большинство из них располагается в восточной части моря. Береговая линия Японского моря сравнительно слабо изрезана. Наиболее простое по очертаниям — побережье Сахалина, более извилисты берега Приморья и Японских островов.

Физическая карта Японского моря.

Мореплавание

Изучение Японского моря в России началось (отрядами Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции 1733-43) определением географического положения островов Японии и Сахалина и частичной съёмкой их берегов. В 1806 съёмка восточного берега Японского моря была выполнена экспедицией И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского во время их кругосветного плавания (1803-1806). Важное значение имело открытие в 1849 Г.И.Невельским пролива между материком и о. Сахалин. С 1880 начала работу постоянная Гидрографическая экспедиция, обеспечившая составление точных навигационных карт. Одновременно с гидрографическими работами велись наблюдения над температурой воды и поверхностными течениями. Обширные океанографические работы в Тихом океане и дальневосточных морях начались в 1888 г. со времени плавания С. О. Макарова на корвете «Витязь». Макаров впервые провел тщательные глубоководные наблюдения в проливе Лаперуза; этими данными океанографы пользуются до настоящего времени.

Во время Отечественной войны изучение моря было эпизодическим. После войны, особенно с приходом специального экспедиционного судна Института океанологии Академии наук СССР «Витязь», научно-исследовательские работы на дальневосточных морях достигли огромного размаха.

Рельеф дна

По характеру рельефа дна Японское море подразделяется на три части: северную, центральную и южную. Северная часть моря представляет собой широкий желоб, постепенно поднимающийся и суживающийся к северу. Центральная часть моря — это глубокая замкнутая котловина, слегка вытянутая в восточно-северо-восточном направлении. Южная часть моря отличается очень сложным рельефом с чередованием желобов и относительно мелководных участков. Здесь располагается обширное подводное поднятие Ямато.

  • Северо-западный берег Японского моря, в Дальнегорском городском округе. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org.
    big image
    Северо-западный берег Японского моря, в Дальнегорском городском округе. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org.

Климат и гидрологический режим

Климат Японского моря умеренный, муссонный. Северная и западная части моря значительно холоднее южной и восточной. В самые холодные месяцы (январь-февраль) средняя температура воздуха в северной части моря около -20оС, а на юге около +5оС. Летний муссон приносит с собой теплый и влажный воздух. Средняя температура воздуха самого теплого месяца (августа) в северной части примерно +15оС, в южных районах около +25оС. Осенью увеличивается количество тайфунов, вызываемых ураганными ветрами. Наиболее крупные волны имеют высоту 8-10 м,а при тайфунах максимальные волны достигают высоты 12 м. 

Зимой температура поверхностных вод от -1 до 0оС на севере и северо-западе повышается до +10-14оС на юге и юго-востоке. Весенний прогрев влечет за собой довольно быстрое повышение температуры воды по всему морю. Летом температура воды на поверхности повышается от +18-20оС на севере до +25-27оС на юге моря. Соленость воды Японского моря - 33,7-34,3‰, что несколько ниже солености вод Мирового океана. Приливы в Японском море выражены отчетливо, в большей или меньшей степени в различных районах. Наибольшие колебания уровня отмечаются в крайних северных и крайних южных районах и достигают 3-х метров. Появление льда в Японском море возможно уже в октябре, а последний лед задерживается на севере иногда до середины июня. Ежегодно полностью замерзают только северные бухты материкового побережья. В западной части моря плавучий неподвижный лед появляется раньше, чем в восточной, и он более устойчив.

Флора и фауна

Японское море — одно из самых продуктивных. У берегов водоросли образуют мощные заросли; разнообразен и велик по биомассе бентос. Обилие пищи и кислорода, приток теплых вод создают благоприятные условия для развития рыбной фауны. Рыбное население Японского моря насчитывает 615 видов. Здесь можно встретить осьминогов и кальмаров — типичных представителей тёплых морей. В то же время вертикальные стены, поросшие актиниями, сады из бурых водорослей — ламинарий, — все это напоминает пейзажи Белого и Баренцева моря. В Японском море огромное изобилие морских звёзд и морских ежей, различной окраски и разных размеров, встречаются офиуры, креветки, небольшие крабы (камчатские крабы здесь встречаются только в мае, а затем они уходят дальше в море). На скалах и камнях живут ярко-красные асцидии. Из моллюсков наиболее распространены гребешки. Из рыб часто встречаются морские собачки, морские ерши. В Японском море можно встретить морского котика, приходящего сюда на зимовку из более северных районов, представителей безухих тюленей — нерпу, дельфина и даже кита.

Хозяйственное значение

Для Японского моря характерно высокое развитие двух отраслей. В рыбном хозяйстве сочетается лов рыбы (сардина, скумбрия, сайра и другие виды) и добыча нерыбных объектов (морские моллюски — мидии, гребешки, кальмары; водоросли — ламинария, морская капуста, анфельция). Ведущее место в видовом составе уловов рыбы занимают минтай, сардина и анчоус. Промысел на большей части моря продолжается круглый год. В Японском море ведутся активные работы по разведению марикультуры — наиболее перспективный метод использования морских биологических ресурсов. На берегу Японского моря, во Владивостоке, заканчивается транссибирская магистраль. Здесь находится наиболее значительный перевалочный транспортный узел, где происходит грузообмен между железнодорожным и морским транспортом. Далее по Японскому морю грузы следуют на морских судах в разные зарубежные и российские порты, равно как они поступают из других портов в порты Японского моря: Находка, Ванино, Александровск-на-Сахалине, Холмск. Эти порты обеспечивают морские перевозки не только по Японскому морю, но и за его пределами. Начиная с 1990-х годов побережье Японского моря у берегов Приморья начинает активно осваиваться местными и приезжими туристами. Толчком послужили такие факторы, как отмена или упрощение посещения пограничной зоны, удорожание пассажирских перевозок по стране, сделавшее слишком дорогим отдых дальневосточников на черноморском побережье, а так же сильно возросшее количество личного автотранспорта, сделавшее доступным побережье Приморья для жителей Хабаровска и Приамурского региона.

Ресурсная база полезных ископаемых Российской части Японского моря незначительна. На Западно-Сахалинском шельфе моря открыто Изыльметьевское месторождение газа, но для эксплуатации нерентабельное. На материковых берегах моря были выявлены перспективные участки с песком.

Экология

Японское море изобилует флорой и фауной пригодной для промышленной добычи. Рыболовецкие флотилии государств активно ведут лов рыбы и добычу крабов, трепангов, водорослей, морского ежа и гребешка. Вместе с тем возникают проблемы, с ним связанные. Несоответствие количества добытой рыбы и моллюсков и объемов их естественного восстановления приводит к гибели и исчезновению некоторых их видов. Велика в этом доля браконьерского лова. Кроме того, флот загрязняет воды моря отработанными горюче-смазочными веществами, нефтепродуктами, отходами и сточными водами. Это касается не только рыболовецких судов, но и торгового и военного флота четырех держав. Базы атомного флота в портах Японского моря, утилизация и захоронение использованных радиоактивных веществ и кораблей, снятых с боевого дежурства, требует пристального внимания и контроля.

Основным источником загрязнения является город Владивосток. Стоки его промышленных предприятий, городской канализации, продукты хозяйственной деятельности порта и судоремонтных заводов попадают в воды Амурского и Уссурийского залива, а более всего в водную среду бухты Золотого Рога.